Rambler's Top100

Печать Закрыть
Новости, события в мире вендинга

Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
17.10.2012

50 лет назад: критика торговых автоматов глазами потребителей

Пятьдесят лет назад была написана и опубликована предлагаемая Вашему вниманию статья "Автоматы тунеядцы и труженики", посвященная проблемам автоматической торговли. С удовольствием приглашаем Вас познакомиться с увлекательным чтивом, быть может часть из озвученных проблем актуальна и сейчас! :) 

Е.Темчин «Автоматы тунеядцы и труженики», журнал "Огонек", 28 октября 1962 года.

Советские торговые автоматы: автоматы тунеядцы и труженикиВ столичном «Гастрономе» стал я как-то свидетелем маленького происшествия. Ветхая бабка сунула в автоматную щель монетку, и с этого все началось. Автомат, призванный продавать спички, был подвешен довольно высоко, старушке пришлось подняться на носки. Она тянулась и что-то сердито бормотала. Потом подергала вверх-вниз рычажок, сунула руку в блестящий никелированный лоток, куда полагалось выпадать спичечному коробку, ничего там не нашла и очень удивилась. Опыт был повторен еще и еще раз. В очереди веселились. Бабке давали советы.

Она вдруг обиделась и на железный ящик, глотающий монеты и на директора магазина, и на продавцов, и на очередь.

- Тьфу, прости господи! - выкринула старушка фальцетом. - Смеются! Тут плакать нужно! Понавешали дураки этих ящиков под потолком, не дотянешься! Да вдобавок они еще и товар не отпускают. Деньги берут, а товар не дают. Ну чего смеетесь?..

Старушка оказалась с характером.

- Мне давай книгу жалобную. Опишу там все!.. - требовала она у кассирши.

Появился директор, кругленький, ласковый. Проникновенным голосом все объяснил старушке: и почему автоматы пришлось повесить так высоко — от мальчишек, и почему ящик деньги берет, а товар не отпускает — не включен. И посоветовал:

- Вы, мамаша, со своей копейкой лучше бы в штучный отдел обратились. Проще.

Бабка еще долго ругалась и сравнивала спичечный автомат с тунеядцем. Спички она получила в штучном отделе.

Вот с этого маленького происшествия в «Гастрономе» мне и хотелось бы начать разговор о торговых автоматах, о переменчивости в их судьбе и о многом другом.

Спичечный автомат в «Гастрономе» обозвали тунеядцем. Люди, которые создавали его, думали (и не без оснований!), что создают механизм-труженик! Иначе зачем было тратить столько усилий, государственных средств на проектирование и изготовление? Перед ними стояла цель: создать механизм, который действовал бы безотказно и днем и ночью, в любую погоду! Автомат сделали. А дальше началось то, чего не мог предусмотреть конструктор. Повесили его в «Гастрономе» рядом с отделом штучных товаров, и все запроектированные преимущества разом пошли насмарку, вся идея ради которой его создавали, тотчас оказалась лишенной смысла. Чтобы купить коробок спичек, ведь по прежнему нужно заходить в магазин. Мало того, висит автомат высоко. Нужно обладать хорошим ростом, чтобы дотянуться до монетной щели. Неудобно. И еще: дотянулись, опустили монету, а механизм не включен.

«Нет. Не нужно мне техники! - решает покупатель. - Уж лучше в штучном взять эти спички».

Логично не правда ли?

В большом табачном магазине поставили автомат. Бросите в щель гривенник, выскочит пачка сигарет. Хорошо, не правда ли? Только никто не бросает гривенники в автомат? Почему? Да очень просто: на прилавках богатейший выбор папирос и сигарет.

В писчебумажном магазине стоят автоматы для продажи тетрадей и карандашей. Смысл?.. Не ищите его — не найдете.

Так новенькие крепкие автоматы, способные работать, уподобились тунеядцам. Самые простые и дешевые — тетрадные и карандашные — обошлись государству в полтора миллиона рублей. И это по далеко не полным расчетам. А сколько металла ухлопали, сколько электропровода, сколько всевозможной электроаппаратуры и, наконец, сколько труда вложено в производство нескольких тысяч только тетрадно-карандашных тунеядцев!

А вот еще один автомат. Он в центре Москвы, на улице Чехова, в витрине нового магазина. Торговля идет бойко. У автомата постоянно толпятся люди. Он продает молоко, кефир, ряженку. Проектировшики полагали, что автомат будет продавать за день от силы шестьсот бутылок молочных продуктов, а он продает по семьсот-девятьсот штук! Вот это труженик!

В чем секрет его успеха? Оказывается, действует целый комплекс причин. Во-первых, механизмы работают безотказно, можно спокойно опускать монеты. Во-вторых, продукты здесь всегда свежие, бутылки «со слезой», прямо из холодильника, встроенного в корпус автомата. В-третьих, он на бойком месте, на улице. Не нужно заходить в магазин за бутылкой молока. Идешь мимо, опустил монеты, и клади молоко в сумку. В-четвертых, автомат работает и в такие часы, когда обычные магазины уже закрыты. В-пятых...

Но довольно. Дело в том, что за последние дни активность автомата несколько снизилась. У него появился очень сильный конкурент. Его имя «Прогресс». Это магазин-автомат. Там продаются не одни так называемые бутылочные молочные продукты, но и фасованные: масло, всевозможные сырки, пасты, кремы... Они тоже «со слезой». Наш автомат — лишь деталь целого комплекса торгующих механизмов. Он встроен в витрину магазина «Прогресс».

Расскажу о том, чего не увидят посетители магазина, о чем не знают они и, вероятно, не догадываются. Но прежде чем начать рассказ, сделаю небольшое отступление.

Несколько лет назад на тележках для продажи газированной воды установили автоматические дозаторы. Раньше все было в руках продавца: по своему усмотрению он мог прибавить и убавить газ, и на глазок отмерить сироп. Автоматика положила этому конец. И случилось непредвиденное: установки начали часто ломаться. Торговые работники разом заговорили о техническом несовершенстве дозаторов. Конструкторы бросились искать причины. Снова и снова они проверяли, как работают механизмы. Узлы действовали вполне надежно. Инженеры недоумевали. Но вдруг поломки прекратились. Почему? Опять стали выяснять. Оказалось, автоматические дозаторы можно легко обманывать. Нужен лишь определенный навык. Не довел до упора одну рукоятку, и дозировка будет нарушена. Проще простого.

А теперь вернемся в магазин-автомат. Там, скрытые от глаз покупателя, стоят всевозможные вычислительные механизмы. Они ведут строгий учет и проданным продуктам и выручке. Не может пропасть ни одна копейка. Но еще задолго до открытия магазина один за другим стали подавать в отставку так называемые материально ответственные лица. Не хотят они работать здесь. Говорят, что не интересно. И невольно припоминается история с новыми дозаторами.

Я не хочу бросить тень на славную армию работников торговли. У прилавков трудится много честных людей. Они хорошо, добросовестно выполняют свое дело. Они настоящие патриоты советской торговли. Но семья не без урода.

Спичечный автомат, его родные братья — тетрадные, карандашные, сигаретные — продают штучный товар. Их монетные механизмы работают надежно. Все это хорошо. Но плохо, что при всех своих положительных качествах выручку они дают мизерную. Они нерентабельны. Срок окупаемости чрезвычайно велик. И отчасти это объясняется прохладным отношением к автоматам работников торговли. Больше того. Дискредитировать новинку, оказывается, очень просто. Если сигаретный автомат установить в табачном магазине, дискредитация его обеспечена независимо от технических качеств. А поставьте такой автомат на каком-либо оживленном перекрестке и заставьте продавать не один сорт сигарет, а несколько, да следите, чтобы он всегда был заряжен, да пусть он работает круглые сутки - и успех его обеспечен. Идет человек вечером по городу. Курить хочется. Где сигареты купить? Табачные киоски закрыты, магазины тоже. Вот тут-то и выручит автомат.

Я не говорю здесь о рентабельности всех автоматов. В сущности, никто эту рентабельность по-настоящему не проверял. Опыта разумной эксплуатации никто не накопил. Ведь нельзя же считать разумной эксплуатацию автомата, если он стоит в магазине?

Мне довелось беседовать с многими работниками торговли. И все они очень плохо отзываются и о сигаретных, и о спичечных, и о других аналогичных автоматах. - Не нужны они нам, - говорят работники торговли. - Выручка маленькая, а следить за ними нужно. Нет. Пустая это затея!

Даже у того автомата, что стоит в витрине «Прогресса», было не мало противников. Но автомат работает хорошо. План перевыполняет. Разговоры утихли. У самого «Прогресса» есть противники. Его построил по собственной инициативе, на свои собственные средства Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению. Странно, не правда ли? Комитет позаботился, чтобы у Министерства торговли появился «Прогресс». Обычно бывает так: если какое-то ведомство заинтересовано в приобретении новой машины, оно отпускает деньги и всячески помогает рождению первенца. С «Прогрессом» так не случилось. И это характерно. Вообще торгующие организации весьма прохладно относятся к автоматам. Вот, например, хорошая штука — автомат для продажи соков. А торговые организации заказали для всей республики на будущий год всего четыреста штук. Автоматов для продажи молока стаканами, если верить заявке министерства, оказывается, нужно всего сто двадцать пять, а для продажи пива — сто. Цифры смехотворно маленькие.

Сейчас в торговле у нас занята большая армия — около пяти миллионов человек. Через двадцать лет объем торговли вырастет минимум в десять раз. И здесь без автоматов не обойтись. Разумеется, они — только они — еще не решат все проблему. Будут развиваться и другие прогрессивные формы торговли. Но в выполнении всей задачи немалую роль сыграют автоматы. Это нужно понять всем, от кого сегодня зависит их судьба. И в первую очередь работникам Министерства торговли. Нужно наконец объективно, с государственных позиций отнестись к новорожденной отрасли народного хозяйства. Довольно плодить тунеядцев. Выведите их на улицу, поближе к идущему мимо покупателю, заставьте работать и днем и ночью, без выходных и перерывов на обед. Они для этого рождены!

Недавно создана специализированная организация — Глававтоматторг. Ей и карты в руки. Нужно провести широкие исследования, выявить наши потребности в автоматах, дать задания промышленности и, наконец, организовать разумную эксплуатацию механизмов.

Другие новости
Вендинг бизнес
Постоянный адрес страницы: http://e-vending.ru/ru/rus_vending/news532.html
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2005-2010 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2010 ©