Вендинг
на главную e-mail добавить сайт в избраное
О проекте | Сотрудничество | Карта сайта
Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Вендинг бизнес
Вендинг бизнес
Новости, события в мире вендинга
Энциклопедия вендинг бизнеса
вендинг бизнес О вендинге
вендинг бизнес Экономика вендинг бизнеса
вендинг бизнес Юридические аспекты вендинга
вендинг бизнес Бизнес с механическими автоматами
вендинг бизнес Бизнес с электронными автоматами
вендинг бизнес Оптимизация вендинг-сети
вендинг бизнес Формы вендинговых договоров
вендинг бизнес Виды торговых автоматов
Статьи о вендинг бизнесе
Готовый бизнес-план
Вендинг обзоры
Вендинг словарь
Закон о вендинге
Вендоматика: все об устройстве        вендоров
вендинг бизнес Механические торговые автоматы
вендинг бизнес Электронные торговые автоматы
Форма расчета окупаемости
Форум

Подписка на новости:

Контакты
Реклама

Вендинг бизнес

Вендинг бизнес Новости, события в мире вендинга
Вендинг бизнес

В России

Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
18.08.2014

Ландроматы (вендинг-стиралки): сырая перспектива

Не став известным широкой общественности, и не выйдя в серию закрылся один из российских вендинговых проектов — ландроматы, и виной тому не кризис и не санкции. Идея - не новая, известна в мире (США) с середины прошлого века, ввиду исторических причин, пришедшая в Россию лишь в конце 90-х гг. - начале 2000-х, так и не обрела популярность, и есть ли шансы у автоматических стиралок — большой вопрос.

Очередной российский проект разрабатывался под эгидой одного из крупных поставщиков профессиональных стиральных машин, но проект, хоть его разработка и была завершена, так и остался на бумаге, и шансы, что он выйдет в массы стремятся к нулю. Изучив рынок заказчик пришел к выводу, что у ландроматов в России нет никаких перспектив. Проанализируем причины и обстоятельства такой сырой перспективы.


1. Стиральная машина не роскошь

Ландроматы стали массово появляться в США в 1940гг. (позднее и в Европе), в это время Советский Союз восстанавливал экономику и промышленность после долгой и тяжелой войны. Ландроматы в США как бизнес возникли не на пустом месте, а пришли на замену обычным прачечным. Привычные рядовому потребителю прачечные стали автоматическими. Это было выгодно и бизнесменам, и населению. Услуга стала дешевле, а главное - доступна 24 часа в сутки.

Ландроматы в США

Понятно, что в конце 1940-х гг. появление ландроматов в СССР было невозможно и нецелесообразно. Однако и позже ландроматы как класс автоматов самообслуживания остались незамеченными конструкторами СССР. Несмотря на то, что советские инженеры уже в 60-е гг. предложили и разработали многочисленные автоматы по продаже воды (газировки, молока, пива, вина и т. д.), сложные автоматы по продаже подсолнечного масла, не менее сложные по приготовлению кофе, какао, а также автоматы по продаже конфет и сигарет, холодных закусок и карандашей и многие другие, идею с ландроматами посчитали ненужной для советского гражданина, а может быть и слишком буржуазной. Если оглянуться во времени назад и пофантазировать, что советский инженер М. сделал предложение по оснащению строящихся кварталов автоматическими прачечными, а «партия одобрила» это предложение, то несколько поколений выросли бы на автоматических прачечных и они стали частью нашего быта и культуры. А что, я могу легко представить вместо классического советского «Дома быта» отдел с ландроматами! Но советские прачечные так и не стали автоматическими.

Есть ли у ландроматов второй шанс на постсоветском пространстве?

Времена, когда стиральная машина в России считалась роскошью, остались в прошлом веке, канули в историю и советские «Дома быта». Самые современные стиральные машины есть, фактически, в каждой квартире или доме. Где в такой ситуации найти нишу для автоматических стиральных машин и как «заставить» потребителя воспользоваться ландроматами?

А как же за рубежом, спросит искушенный читатель? Ведь ландроматы до сих пор есть в каждой развитой стране - в США и Австралии, Сингапуре и Италии - список можно продолжать очень долго. Почему у них с приходом бытовых стиральных машин сохранила работу данная формула бизнеса, а у нас так и не прижалась за прошедшие 20-25 лет?

Как мы уже отметили, за рубежом этот рынок развивался десятилетиями и остался таким какой есть в виду исторических традиций. С момента своего появления ландроматы вписались в привычный быт горожан. Конечно, удобнее купить стиральную машину и эксплуатировать ее дома. Но так мыслит собственник жилья. А если вы сдаете (или снимаете) жилье в аренду, то начинаете мыслить по-другому: зачем нужна стиральная машина, если вот недалеко, буквально за углом соседнего дома — ландроматы. И эта формула продолжает работать.

Даже в 21 веке, когда стиральная машина перестала быть роскошью, остался класс жилья, где по разным причинам отсутствовала стиральная машина, и бизнес продолжал и продолжает работать. В ряде стран это было связано с техническими сложностями установки стиральных машин, например, невозможность эксплуатации в старинной застройке, или класс жилья настолько низкий (и дешевый по сдаче в аренду), что стиральная машина в квартире или комнате — просто лишняя финансовая нагрузка на съемщиков. А сюда еще можно добавить дешевые отели и мотели, доходные дома и т.п.

Таким образом, за рубежом сохраняется традиция арендного жилья, где по разным причинам нет и не может быть стиральной машины. И поскольку исторически это услуга работает много десятилетий потребителей в целом устраивает такая ситуация. Поэтому картина с девушкой в халатике и тазиком постиранного белья - вполне обычное зрелище. А теперь перенесемся в Россию.

Как в текущей ситуации, когда у каждой семьи есть стиральная машина (а если и нет — то рядовой россиянин возьмет кредит, но купит стиральную машину) представить ландроматы, и куда и для кого их поставить? Да даже если представить, что это автоматическая прачечная с профессиональными стиральными машинами — вряд ли потребителю нужен такой сервис.

Получается, что бизнес с ландроматами не успел закрепится в России в то время, когда стиральные машины были недоступны, а в ситуации же когда они доступны - у него никаких шансов на массовой успех. Потому что, если отбросить массовую модель бизнеса, то останется не так много мест, где востребованы ландроматы, например, общежития и студенческие городки. Может быть гостиницы и отели, хотя тут конкуренция с внутренним сервисом по стирке, поэтому вряд ли можно включить отели в данный список.


2. Экономическая модель

Но, прежде чем ставить крест на ландроматах в российской действительности, давайте посмотрим на бизнес модель. Возможна ли ее реализация в современных экономических условиях?

Автоматическая прачечная, согласно зарубежному опыту — это отдельное помещение или даже небольшое здание (в зависимости от количества оборудования, комплекса застройки и прочих факторов, и здесь мы не будем опираться на опыт, к примеру, Таиланда, где ландроматы стоят, зачастую, прямо на улице - и климат не тот, и менталитет).

Комплекс автоматической прачечной должен включать не меньше двух-трех стиральных машин (это минимум, иначе возможны очереди и потеря клиентов), чаще в комплексе от 4-5 стиральных машин, далее, сушилка, и желательно, тут же, автомат, продающий стиральные порошки и прочие добавки необходимые для стирки.

Все это оборудование занимает не меньше 16-20 кв.м. И тут мы подходим к главному пункту: на каких условиях будет предоставлена аренда? Если на рыночных, то проект можно сразу закрывать. Так как помимо расходов на дорогостоящее оборудование, ежемесячную аренду, систематическое обслуживание оборудования, расходы на электроэнергию и воду, потребуются еще системы видеонаблюдения, страховка оборудования... Стирка в такой прачечной будет или дотационной или же неподъемной для рядового потребителя.


3. Административные сложности

Скажем прямо, было бы странно если эксплуатировать ландроматы в России было легко с точки зрения действующего законодательства. Очевидно, что если делать все по правилам, то столкнешься с массой административных сложностей.

Первое — это санитар но-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных ( СанПиН 2.1.2.2646-10 Постановление от 10 июня 2010 г. N 65). Выполнение требований к прачечным ложится д ополнительной нагрузкой на операторов ландроматов, в частности, в СанПиН закреплено: стиральные цеха должны иметь гидроизоляцию полов и стен; помещения должны быть снабжены вентиляцией; е жедневно проводится влажная уборка.

Перечисленные пункты выполнимы, но вле кут дополнительную и немалую финансовую нагрузку.

Второе — отсутствие четкого понимания, должны ли ландроматы выдавать чеки потребителям. Если обратиться к зарубежному опыту, то ни о каких чеках или документах строгой отчетности (а равно и бумажных договоров с потребителями) речи не идет. Раз потребитель пришел в автоматическую прачечную, то согласен с правилами оказания услуг (висят на стене) и дальше все решает рынок. В России - иначе.

В 2012 году вопрос о необходимости оснащения ККТ автоматических прачечных уже рассматривался полномочными органами. Министерство Финансов РФ установило (Письмо от 16 марта 2012 года) следующее: согласно п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 данного Закона, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Кодекса, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

При оказании населению бытовых услуг следует руководствоваться Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.1997 N 1025 (далее - Правила).

Так, при приеме и оформлении заказов на услуги (работы) согласно п. 4 указанных Правил следует заключить договор об оказании услуги (выполнении работы), который оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

вид услуги (работы);

цену услуги (работы);

точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

отметку об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

даты приема и исполнения заказа;

гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Таким образом, по мнению Минфина РФ автоматические прачечные должны выдавать чек.


Российская разработка

Российские разработчики обратили внимание на автоматические прачечные еще в начале 2000гг. Первые идеи — это прямая калька с зарубежного опыта. Очередная разработка, с описания которой мы и начали нашу статью — не просто технологически опережает зарубежные модели бизнеса, но учитывает российские реалии.

Сама автоматическая прачечная представляет собой все тоже оборудование, но объединенное под общее управление информационного киоски (или терминала) — киоска с сенсорным дисплеем, который принимает оплату (и не монетами, а купюрами). Проект оказался на голову выше иностранных аналогов. Не просто «квадтратиш-практиш» с монетоприемником, а сеть с дистанционным мониторингом; с возможностью параллельного оказания услуг в виде пополнения услуг сотовой связи и т.п. (то есть, полный спектр услуг платежного терминала), что в условиях долгого ожидания клиентами результатов стирки — рационально и обдуманно. Но обдуман ли весь проект? Уже обдуман, и заказчик (поставщик стиральных машин) отказался от его дальнейшей реализации ввиду того, что российский менталитет не привык к такой услуге. Как сказал в комментариях к проекту один из специалистов, участвовавших в разработке «это гиблое дело».

Думается, что проект с высокотехнологичным российскими ландроматами еще повозят пару лет по выставкам, а потом окончательно уберут на полку истории.

Ранее на эту тему: Автоматическая прачечная

Другие новости
Вендинг бизнес
 
Вендинг бизнес Вендинг бизнес

Из всего населения США (250 млн.) 100 млн. пользуется вендинг-машинами каждый день.

Рейтинг@Mail.ru

e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2017 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2017 ©
Вендинг бизнес