Rambler's Top100

Печать Закрыть
Новости, события в мире вендинга

Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
16.04.2015

Новый формат установки уличных торговых автоматов – договор размещения

Одной из проблем развития уличного вендинга в России является отсутствие соответствующей законодательной базы. Во многих странах автоматы установлены прямо на улице, на фасадах зданий, парках и просто тротуарах, муниципальных парках и прогулочных зонах  – там где они нужны потребителям. 

В России распространение уличного вендинга происходит значительно медленнее вендинга в «помещениях». Причины тому не столько особенности климата России, сколько административные сложности установки торговых автоматах на улицах (муниципальной собственности).

«К кому обращаться?», чтобы установить торговый автомат «на улице» - один из больных вопросов для вендинг-операторов. Не менее болезненный вопрос «Какой договор заключать?» Если «аренда», то должен ли быть проведен аукцион? Как поступать в случае отказа? и т.д.


Решением проблемы, долгое время, было сотрудничество с торговыми точками и установка торговых автоматов на их территории. Как же быть, если предприниматель желает установить автомат там, где нет торговых площадей и учреждений? 

Кажется, законодатель, наконец-то, обратил внимание на данную проблему. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года направило Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (Письмо Минпромторга России от 23.03.2015).

Главной целью данных рекомендация является устранение пробелов в федеральном регулировании, которые, по общему мнению участников рынка, препятствуют развитию малого торгового бизнеса на цивилизованных, долгосрочных и прозрачных началах и создают почти неограниченные возможности для злоупотреблений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.


Самая интересная часть Методических рекомендаций – это часть 2, где, наряду с классическим договором аренды, вводится новый договор – договор на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта.

В Рекомендациях отмечается, что данная форма допускается как альтернатива договору аренды земельного участка для, в том числе, торговых автоматов, являющихся сооружениями, не демонтируемыми и не вывозимыми с места по итогам торгового дня, а также для лотков сезонного и круглогодичного размещения (постоянно размещаемых на одном и том же месте).

Важно! Теперь муниципальные органы не смогут отказать ссылаясь на невозможность аренды в предоставлении места для установки торговых автоматов, поскольку в Рекомендациях отмечается, что договор на размещение оформляется также в случаях, когда градостроительные нормы и нормы земельного законодательства не позволяют формирование земельного участка и предоставление его в аренду. Таким образом, если невозможно предоставление аренды, должно быть возможно заключить договор размещения.

В отличии от договора аренды, вендинг-оператор не арендует конкретную площадь (квадратные метры); при оформлении договора на размещение объекта указывается конкретное место его размещения.


Субъекты должны разработать Схемы размещения нестационарных торговых объектов

В Рекомендациях подчеркивается необходимость установления прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения нестационарных торговых объектов (НТО). «Схема» должна быть разработана в субъектах и муниципальных образованиях.

Отмечается, что хозяйствующие субъекты, желающие начинать торговый бизнес или развивать существующий, подают заявки на включение выбранных ими мест в Схему исходя из Требований к размещению.

Требования к размещению не могут быть сформулированы так, чтобы невозможно было получить место в исторически сложившихся (то есть удобных как для потребителей, так и для хозяйствующих субъектов) местах осуществления торговли в нормальном с точки зрения торгового процесса месте.

При этом наличие стационарных магазинов и иных торговых объектов не может являться препятствием для размещения НТО, если имеются соответствующие запросы хозяйствующих субъектов.

Важно! Вендинг-операторы смогут дополнить Схему новыми местами путем направления заявки: по инициативе хозяйствующих субъектов при наличии запросов от них на открытие новых торговых объектов или по инициативе физического или юридического лица, являющегося собственником, арендатором или пользователем земельного участка, на котором предполагается размещение торгового объекта.


Закрепление принципа "меняется место - сохраняется бизнес"

В Рекомендациях подчеркивается, что если место размещения НТО требуется для развития территории, то об этом заблаговременно уведомляется хозяйствующий субъект и ему, по согласованию с ним, предоставляется равноценное компенсационное место. Для реализации данного принципа: субъекты Российской Федерации утверждают четкие и исчерпывающие случаи, когда место размещения НТО требуется изъять для нужд развития территории (а не для нужд частных лиц), а также процедуры принятия подобных решений.

Рекомендации предоставляют запас по времени на уведомления предпринимателя (1 год), простой порядок переоформления договора на новую место.


Простая форма продления отношений, отсутствие торгов и аукционов

Рекомендации закрепляют защиту уже работающих точек. Так, подчеркивается, что сроки действия договоров на размещение НТО должны составлять не менее 7 лет с правом пролонгации неограниченное число раз. 

Подчеркивается, что при желании предпринимателя продолжать работу и выполнении им всех условий договорные отношения на размещение (функционирование) его объекта подлежат пролонгированию неограниченное количество раз. Торги и иные формы отбора в данном случае не проводятся.


Торги, аукцион на места установки или прямая передача места по договору?

Место, место, и еще раз место. Как оно будет предоставляться предпринимателям? Порядок передачи мест в рекомендациях описан лишь вариативно (ведь субъектам и муниципальным органам только предстоит разработать такой порядок в ближайшем будущем). Рассмотрено несколько вариантов, основной из них – это проведение торгов и аукционов. При этом есть и интересные предложения «прямой» передачи точки.

Подчеркивается, что если место для размещения НТО предложено самими хозяйствующими субъектами (их объединениями), то применяется следующий порядок:

- в официальном издании органа местного самоуправления публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение НТО. Если в течение 1 месяца не поступает иных заявок, то договор заключается с заявителем. Если есть иные заявки - проводятся торги (в форме конкурса или аукциона);

- возможно будет введено правило, что данным порядком (без торгов) могут воспользоваться только хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории муниципального образования (вариант - субъекта Российской Федерации) как мера поддержки именно местного малого предпринимательства;

- Для гарантии гражданам Российской Федерации права на занятие предпринимательской деятельности (права на самозанятость) предусмотреть право индивидуальным предпринимателям (ИП) и членам крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) устанавливать НТО без торгов со следующими условиями:

i. место размещения подбирается заявителем исходя из Требований к размещению НТО;

ii. одному ИП предоставляется право на установку только одного НТО в пределах муниципального образования по месту его жительства (регистрации).


Заключение

Пока это лишь предложения и общие идеи, однако сам факт принятия Рекомендаций – это серьезный шаг вперед, поскольку муниципальные образования, субъекты России должны будут преступить к воплощению рассмотренных теоретических предложений. 

Когда будут первые результаты? Напомним, что Стратегия развития торговли разработана на период 2015-2016 гг и период до 2020 г.

Есть опасения, что Стратегия (несмотря на прямое упоминание торговых автоматов) будет реализована без учета особенностей автоматической торговли, без понимания реальных оборотов и возможностей торговых автоматов. Так, в Москве уже стартовал эксперимент по размещению нестационарных торговых объектов на основании договора на право осуществления торговой деятельности (Постановление Правительства Москвы от 11.03.2015 №110-ПП). Прекрасное начинание, но в качестве базовой стоимости за место зафиксирована ежемесячная сумма в 40.000 рублей, что уже далеко от реалий рядового вендинг-бизнеса. Посмотрим как проявят инициативу в регионах.


Другие новости
Вендинг бизнес
Постоянный адрес страницы: http://e-vending.ru/ru/rus_vending/news596.html
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2005-2010 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2010 ©