Продолжается работа законодателей, направленная на регулирование нестационарной торговли в России. Напомним, что ранее Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, затем выработало Методические рекомендации по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации (Письмо Минпромторга России от 23.03.2015). Данное направление регулирования выбрано неспроста. Как отмечают эксперты, в ряде субъектов Российской Федерации наблюдается снижение количества нестационарных торговых объектов (снижение достигает 30%), хотя объективных экономических предпосылок к этому нет. При этом в ряде регионов, наоборот, отмечается увеличение количества нестационарных торговых объектов. Такая разнонаправленная динамика численности нестационарных торговых объектов в субъектах России, и прежде всего существенное сокращение торговых точек, не объясняется объективными экономическими факторами, а говорит о произвольном толковании расплывчатых норм Закона о торговле и административном сокращении данного сегмента торговли. Сокращения в большинстве случаев носят искусственный, а не естественный характер: часто закрытие того или иного нестационарного торгового объекта связано не с изменением ситуации на рынке, а излишним регулированием со стороны местных органов власти. Таким образом, разработчики Законопроекта подчеркивают, что в регионах отсутствует логичный и единый для всех порядок размещения нестационарных торговых объектов (в том числе — торговых автоматов). В рамках указанной выше Программы разработан законопроект, направленный на совершенствование регулирования нестационарной, в том числе, вендинговой торговли: о внесении изменений в Закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (от 28 декабря 2009 г.). Говоря простыми словами, главная задача Закона — урегулировать порядок размещения торговых автоматов (а равно и других нестационарных объектов) «на улице». Законопроект, пока не внесенный в Государственную думу, находится на рассмотрении профильных комитетов. Посмотрим, что законодатели предлагают нового. Во-первых, в законопроекте даются понятия «нестационарный торговый объект» и «торговый автомат». Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, за исключением мобильных торговых объектов. Торговый автомат - это передвижное оборудование или передвижное сооружение, оснащенное оборудованием, предназначенным для продажи товара, оплата и выдача которого осуществляется с помощью технических приспособлений, не требующих непосредственного участия продавца. Во-вторых, в законопроекте регулируется порядок размещения нестационарных торговых объектов (в том числе и торговых автоматов). Такой порядок мы уже, в общих чертах, описывали со ссылкой на Письмо. Речь о договоре на размещение (эксплуатацию) нестационарного торгового объекта. Этот договор должен заменить и/или дополнить «аренду земли». На основании договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта (договор на размещение) может осуществляться размещение киосков, павильонов, торговых автоматов, объектов быстрого питания, объектов оказания бытовых услуг, временных торговых площадок, холодильных прилавков, лотков (палаток). В-третьих, в Законопроекте закрепляется установление прозрачных правил и требований к формированию и изменению Схемы размещения нестационарных торговых объектов как инструмента сохранения, создания и развития малого торгового бизнеса, предусматривающих гарантии для предпринимателей и ограничение возможности злоупотреблений со стороны органов власти. В-четвертых, закрепляется принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Данный принцип позволит гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранять бизнес, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд. Закрепление общих принципов оформления договорных отношений, должно защитить добросовестных предпринимателей и позволить существенно увеличить горизонты планирования ведения бизнеса. В заключение, подчеркнем, что несмотря на общую рациональную идею и принципы Законопроекта, есть у него недостатки, которые, надеемся, будут учтены законодателем. В частности, торговые автоматы, как вид нестационарных торговых объектов, часто «округляются» до обычной торговой точки. Учитываются не реальные обороты автоматической торговли, а расчеты ставок ведутся по «другим» торговым объектам, что в корне не верно. Считаем, что для торговых автоматов, должен использоваться пониженный коэффициент. |