Количество торговых автоматов в Японии по сравнению с 2008 годом сократилось на 0,9%. Казалось бы, вендинг-отрасль в Японии замерла (ведь это падение нельзя считать ни критичным, ни даже хоть сколько-то интересным), однако если внешне изменения и не заметны, то внутри вендинг-отрасли происходит небольшая революция. Вид автомата | Пример конкретного наполнителя | Конец 2009 г. | По сравнению с предыдущим годом (%) | Годовой оборот (в тыс.иен) | По сравнению с предыдущим годом (%) | Автоматы для продажи напитков | Прохладительные напитки | 2,148,000 | 96.3 | 1,879,500,000 | 87.4 | Молоко | 179,400 | 106.5 | 161,460,000 | 104.7 | Кофе | 201,700 | 141.0 | 193,088,000 | 140.8 | Пиво | 36,000 | 76.9 | 56,880,000 | 69.5 | Итого автоматов по продаже напитков | 2,565,100 | 99.1 | 2,290,928,000 | 90.8 | Автоматы для продажи еды | Жвачка, конфеты, подобное | 5,400 | 58.7 | 891,000 | 57.0 | Булочки, кексы, выпечка, попкорн | 7,900 | 100.0 | 3,910,500 | 97.8 | Лапша, замороженные продукты, другое | 25,600 | 88.6 | 39,168,000 | 86.9 | Мороженое | 38,400 | 99.0 | 15,360,000 | 90.0 | Итого автоматов для продажи еды | 77,300 | 91.2 | 59,329,500 | 87.6 | Автоматы для продажи табачных изделий | Сигареты | 405,000 | 95.5 | 570,645,000 | 66.8 | Автоматы для продажи билетов | Проездные билеты (транспорт) | 18,400 | 88.9 | 1,619,200,000 | 100.3 | Билеты на питание, входные билеты (в кино, на стадион), другое | 22,800 | 103.2 | 237,120,000 | 103.3 | Итого автоматов для продажи билетов | 41,200 | 96.3 | 1,856,320,000 | 100.7 | Другие виды автоматов | Марки, открытки | 100,000 | 100.0 | 140 | 100.0 | Бритвенные принадлежности, носки | 110,000 | 98.2 | 36,300,000 | 95..3 | Газеты, журналы | 6,900 | 101.5 | 6,796,500 | 105.2 | Предметы гигиены | 56,000 | 98.2 | 19,320,000 | 96.3 | Игрушки, батарейки, прочее | 700,000 | 101.4 | 315,000,000 | 108.7 | Итого других видов автоматов | 873,000 | 100.8 | 377,556,500 | 106.5 | ИТОГО ВСЕХ ТОРГОВЫХ АВТОМАТОВ | 3,961,600 | 98.9 | 5,154,779,000 | 91.3 | Автоматы, оказывающие услуги | Купюрообменники (разменники денег) | 70,000 | 97.2 | - | - | Видеоигры, развлекательные автоматы | 25,000 | 96.2 | - | - | Другие вендинг-устройства (камеры хранения, ландроматы, детские качалки и т.д.) | 1,162,000 | 100.2 | 104,580,000 | 100.2 | Итого автоматов, оказывающих услуги | 1,257,000 | 99.9 | 104,580,000 | 100.2 | ОБЩЕЕ ЧИСЛО ВСЕХ АВТОМАТОВ | 5,218,600 | 99.1 | 5,259,359,000 | 91.5 |
Сигаретные автоматы Как видно из таблицы, продолжается сокращение количества сигаретных автоматов (4,5%), при этом резко упал денежный оборот через такие автоматы (более чем на 32%). Оба эти обстоятельства связаны с ограничением продаж табачной продукции через автоматы несовершеннолетним, действием программы TASPO (идентификации совершеннолетия на автоматах по продаже сигарет по всей стране Японии) (TASPO). Таким образом, с 2004 года количество сигаретных автоматов в Японии снизилось на треть с 622.000 автоматов до 405.000, и есть все основания полагать, что это тенденция сохранится в ближайшие годы. Кофе автоматы На 40% (по сравнению с 2008 годом) выросло количество кофейных автоматов. Довольно интересный поворот в японском вендинг-бизнесе. Кофе-автоматы, занимавшие довольно скромную нишу (на конец 2004 года «всего» 158.000 автоматов), к концу 2009 увеличили свое число до 201.700 автоматов. Вместе с ростом числа кофейных автоматов идет стабильный рост продаж в кофейниках. Причин тому много: растет популярность кофе как напитка, появляются интересные, отличающиеся от классических, автоматы по продаже кофе в банках. Молоко лучше, чем пиво На автоматную торговлю продолжает оказывать влияние тенденция здорового питания, поэтому стало меньше автоматов для продажи сладостей, жвачек, конфет (всего 5400 автоматов против 28500 в 2004 году), замороженных продуктов и пива (сокращение пивных автоматов на 23% до 36.000 в конце 2009 года, против 76.600 в 2004 году). Напротив, растет количество автоматов по продаже молока — их уже почти 180.000, стабильно растет спрос на молочные продукты через автоматы. Итак, японцы стали больше пить и меньше есть. Виной тому не кризис, а оздоровление питания нации, стабильно высокий уровень потребления напитков (плюс рост популярности кофе). |