Опуская четвертак в очередной механический торговый автомат, редкий американец интересуется наклеенным на поверхность автомата стикером, на котором содержится информация о благотворительном заведении, куда, собственно, должны поступать средства от автоматных продаж. Или хотя бы часть средств. Распространенная в США форма работы с точкой – благотворительность (charity) – суть которой заключается в то, что оператор размещает на автомате лейбл благотворительной ассоциации, и тем самым ставит автоматы в торговых точках без арендной платы, без уплаты налогов, ибо предполагается, что выручка (или часть) идет на благотворительные цели. За лейбл организации оператор вносит в фонд ассоциации энную сумму. Лицо ребенка, пропавшего долгое время назад, изображенное на автомате, вызывает сочувствие у покупателей и они опускают свою мелочь в надежде, что их вклад действительно поможет найти пропавшего малыша. Но если внимательно приглядеться к стикеру, то можно увидеть надпись (традиционно, мелким шрифтом), что вся выручка идет владельцу автомата. Благотворительное заведение, стикер которого размещен на автомате получает всего-ничего – около доллара за каждую наклейку в месяц вне зависимости от того, сколько реально приносит автомат. Формально обмана нет, но с точки зрения этики такая политика вендинг-операторов не вызывает уважения. Должно быть, в начале программы-благотворительности ассоциации и фонды действительно получали деньги – процент от выручки от вендинг-операторов (владельцев автоматов) за то, что поддерживали их своим доверием, и эти деньги действительно шли на пользу людям, на благотворительные цели. Но со временем ситуация изменилась – благотворительность стала удобным, не обременяемым налоговым бременем видом работы, и эксперты считают, что отдать деньги на благотворительность через автомат – не лучшее решение. Нечестные операторы даже доходят до того, что копируют лейблы благотворительных организаций и даже не удосуживаются заплатить им (т.е. передать средства в фонд) за использование их наименования. Такие нарушения отследить очень сложно. А если и получается обнаружить нарушение, то находчивый предприниматель обычно говорит, что не в корыстных целях разместил он фотографию ребенка с лейблом организации, а в исключительно человеколюбивых, т.к. чем больше людей увидят фото пропавшего малыша, тем больше шансов, что его найдут, заметят, идентифицируют. В странах, где вендинг засел давно и надолго, не вызывает удивления всевозможные виды мошенничества в этой сфере. Странам же, в которых вендинг еще нов, стоит перенимать у опытных коллег только лучшее. |