В Европе действует около 3,7 млн. торговых автоматов. Они принадлежат 10.000 компаниям – в основном малые и средние предприятия и семейные компании (в России это преимущественно ООО и ИП). Ежегодный оборот индустрии 26 млрд. евро. Операторы торговых автоматов следят за исправностью торговых автоматов, обслуживают их, и делают все возможное, чтобы угодить запросу потребителя. 70% торговых автоматов в Европе продают горячие напитки (преимущественно – кофе), остальные 30% продают прохладительные напитки, сэндвичи, различные снэки, горячие и замороженные продукт и непищевой наполнитель. Автомат – это удобная торговая точка, эквивалентная розничному магазину, занимающему площадь в 1м2. Большинство торговых автоматов расположены в стенах различных компаний (офисные помещения, заводы и фабрики, университеты и школы, больницы и т.д.). Остальные расположены в публичных, широко проходных местах – аэропорты, вокзалы, торговые и развлекательные центры. Несомненные плюсы торговых автоматов: - удобство и быстрота обслуживания клиента; - работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю; - адаптивность: автомат может продавать практически любой продукт; - широкий спектр возможностей по приему оплаты; - продаваемый товар/продукт всегда чистый, безопасный, хранится и подается при правильной температуре; - гигиеничность: каждый горячий напиток подается в индивидуальном стаканчике; - как правило, через автоматы продаются известные бренды, соответственно качество – гарантируется; - автомат – точка встречи людей в месте, где он установлен; - автомат можно адаптировать (снабдить дополнительными функциями или ограничить функции) для установки в конкретной точке по требованию клиента (школа, банк, тюрьма); - затраты на обеспечение автомата водой и электрическом – вполне конкурентные; - автомат можно купить, арендовать, взять в лизинг. Игроки вендинг-бизнеса: Операторы. Автоматы обслуживаются т.н. операторами. Как правило, занятие автоматами это основной их бизнес. Оператор может быть сам владельцем торговых автоматов или наемным работником в крупной компании-операторе. Операторы заключаю контракты на установку оборудования с владельцами площадей различного назначения, покупают само оборудование, заполняют и инкассируют автоматы, следят за чистотой, ведут документацию. Производители торговых автоматов. Они делают автоматы, которые покупают операторы. По форме и назначению автоматы существуют любые. Производители предлагают как стандартные, зарекомендовавшие модели (настольные, напольные, комбинированные), так и производство индивидуального торгового автомат по потребностям клиента. Производители всегда готовы снабдить торговый автомат теми платежными системами, которые нужны оператору (как собственного производства, так и готовыми, производства иных специализированных компаний). Производитель/поставщик наполнителя для торгового автомата. В их задачу входит обеспечить оператора готовым и самым разнообразным наполнителем (кофе, чай, шоколад, газировка, снэки, замороженные продукты, мороженое и т.д.), а также адаптировать под продажу через торговые автоматы иные продукты, которые пользуются популярностью у потребителя (порция, упаковка, условия хранения). Производители платежных систем. Мировые компании, которые занимаются производством монетоприемников, купюроприемников на валюту любой страны мира, разрабатывают и внедряют системы безналичной оплаты. К игрокам вендингового бизнеса нужно отнести также производителей фильтров для воды и производителей одноразовых пластиковых и бумажных стаканчиков, ложечек и т.д. Более 100000 человек в Европе заняты в вендинге. Заводы и фабрики по производству торговых автоматов и аксессуаров расположены в Италии, Дании, Германии, Венгрии, Голландии, Испании, Словакии, Великобритании. Вендинг-индустрия обеспечивает работой огромное количество людей, занятых на производстве товаров. Тем самым индустрия делает большие инвестиции именно в производственный сектор экономики Европы. Вендинг способствует развитию высоких технологий и дизайнерских решений. За последние 5 лет вендинг-индустрия в Европе развивается с ежегодным 5-20 процентным ростом (в зависимости от страны). Страны западной Европы характеризуются слабым ростом, поскольку вендинг здесь развит очень сильно, рынок насыщен. Развитие происходит в сторону не количества торговых автоматов, а качества предоставляемых услуг. Например, операторы стараются продавать не просто кофе, а изысканные сорта напитка по, соответственно, более высокой цене. Само оборудование в странах западной Европы также отличается высокой технологичностью, сложностью, ценой. Самое большое число автоматов на душу населения наблюдается в Голландии, Австрии и Швеции, однако основными рынками сбыта вендинговых аппаратов и наполнителя являются Италии, Франции, Германии, Испании и Великобритании. Страны центральной и восточной Европы – это растущий, перспективный рынок для вендинга. Конечно, в плане дохода от вендинга эти страны не скоро догонят своих западных соседей, однако они отличаются большей рождаемостью, что обеспечивает больший приток потенциальной клиентуры для вендинг-бизнесмена. |