Вендинг Rambler's Top100
на главную e-mail добавить сайт в избраное
О проекте | Сотрудничество | Карта сайта
Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Вендинг бизнес
Вендинг бизнес
Новости, события в мире вендинга
Энциклопедия вендинг бизнеса
вендинг бизнес О вендинге
вендинг бизнес Экономика вендинг бизнеса
вендинг бизнес Юридические аспекты вендинга
вендинг бизнес Бизнес с механическими автоматами
вендинг бизнес Бизнес с электронными автоматами
вендинг бизнес Оптимизация вендинг-сети
вендинг бизнес Формы вендинговых договоров
вендинг бизнес Виды торговых автоматов
Статьи о вендинг бизнесе
Готовый бизнес-план
Вендинг обзоры
Вендинг словарь
Закон о вендинге
Вендоматика: все об устройстве        вендоров
вендинг бизнес Механические торговые автоматы
вендинг бизнес Электронные торговые автоматы
Каталог вендинг бизнеса
вендинг бизнес Каталог иностранных производителей
вендинг бизнес Российские вендинговые компании
вендинг бизнес Украинские вендинговые компании
вендинг бизнес Белорусские вендинговые компании
вендинг бизнес Каталог производителей
вендинг бизнес Вендинг издания
вендинг бизнес Каталог торговых автоматов

Вендинговые выставки
Форма расчета окупаемости
Доска объявлений
Форум

Подписка на новости:

Вход для пользователей:
Логин:
Пароль:  
Контакты
Реклама




Вендинг бизнес

Вендинг бизнес Новости, события в мире вендинга
Вендинг бизнес

В мире

Вендинг бизнес
Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
13.01.2014

Вендинг в Китае

Вендинг в Китае стремительно развивается. У Китая и России в вехах этого развития есть много общего. Во-первых, одинаковые условия старта: на начало-середину 90-х годов, как в России, так и в Китае не было ни торговых автоматов, ни производства вендинг-оборудования, ни вендинг-операторов. В России оставалось большое наследие в виде советских торговых автоматов, но с бизнесом эта «история» ничего общего не имела. И в России, и в Китае перспективы вендинг-бизнеса оценивались многими со скептисом, хотя и с надеждой: человеческий труд стоил «копейки» - проще было ставить киоски и лотки, создать столько-сколько-нужно рабочих мест, чем ввозить дорогостоящее оборудование и «приучать» людей к автоматной торговле.

Во-вторых, схожи и начальные этапы развития рынка торговых автоматов в двух странах: рынок начал формироваться с ввоза б/у и нового оборудования из-за рубежа, а затем стали появляться отечественные производители (в том числе локализованные производства). Более того, ввоз б/у оборудования до сих пор играет роль, как в России, так и в Китае. Однако здесь есть один нюанс: если в Россию идет экспорт автоматов и идей, в основном, из Европы, то в Китай автоматы и идеи поставляются, главным образом, из Японии.

И если до настоящего времени два соседа развивались, фактически, не оказывая влияния на вендинг-рынки друг друга, то уже в ближайшие 5 лет ситуация кардинально изменится. Какие тому предпосылки?

 

Факторы и особенности развития вендинга в Китае

Одним из основных факторов, определяющих восходящую динамику развития вендинга в Китае, является численность населения (1,351 млрд. человек). Если исходить из формулы 1 торговый автомат на 1000 человек, то в Китае можно установить 1 млн. 350 тыс. торговых автоматов. Если же следовать европейскому показателю 1 автомат на 100 человек, то число «потенциальных» торговых автоматов в Китае возрастает до 13,5 млн. торговых автоматов (что составляет больше половины от мирового парка торговых автоматов на настоящий момент). Для сравнения, в США и Японии часто называют оптимальный показатель 1 торговый автомат на 20 человек.

Посмотрим на приведенные расчеты с другой стороны. Обратимся к текущей динамике развития вендинга в крупных городах Китая.

По одному из крупнейших мегаполисов Поднебесной – Шанхаю, экспертами из Китая даются следующие оценки. На середину 2013 года в Шанхае (население 14,35 млн. человек) насчитывается более 10 тыс. торговых автоматов (без учета билетных автоматов, киосков самообслуживания, механических торговых автоматов). При этом по подсчетам экспертов через 2-3 года, число машин будет увеличено до 100 тысяч торговых автоматов. То есть, количество торговых автоматов возрастет в 10 раз за 2-3 года, достигнув показателей 1 торговый автомат на 100-150 человек.

Сразу же возникает логичный вопрос: откуда взяться сразу такому количеству торговых автоматов, и с чего вдруг малый бизнес в кратчайшие сроки вырастет в 10 раз? Придут ли на рынок новые вендинг-операторы, или старые увеличат свои сети за счет кредитов и сверх-прибыли? Прежде чем ответить на данные вопросы, давайте посмотрим на некоторые особенности развития вендинг-бизнеса: что представляют из себя вендинг-операторы и производители торговых автоматов Китае?

 

О китайских производителях торговых автоматов

Представлять китайских производителей вендинг-оборудования только как небольшие кустарные производства копирующие «лучшие идеи запада» - сильное заблуждение. Да, в Китае копируют удачные и не очень идеи бизнеса, и российские предприниматели уже не раз сталкивались с различными автоматами, начиная от многочисленных механических торговых автоматов, автоматов подзарядки сотовых и т.п. Но трудно назвать эти производства крупными или сколь либо значимыми для формирования внутреннего вендинг рынка Китая.

Итак, откуда взяться культуре производства торговых автоматов в Поднебесной?

Взгляните на карту Китая, посмотрите на его высокотехнологичного соседа и станет все ясно. Как мы уже отмечали вендинг-рынок Китая находятся под сильнейшим влиянием Японии. Прежде всего, это экспорт из Японии торговых автоматов и идей, и кроме того инвестиции японских бизнесменов и их кооперация с китайскими коллегами.

Если мы посмотрим на «взрослые» производства торговых автоматов, к примеру, в том же Шанхае, то увидим два крупнейших завода, как принято говорить, полного цикла. Один из них – компания Dalian Fushibingshan - совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ) основанное в 2003 году, способное производить 50.000 торговых автоматов в год. Второй завод - Shanghai Sanden - полностью японские инвестиции и японский производитель, производящее более 10.000 торговых автоматов в год.

Япония не только выступает источником идей вендинг-бизнеса, источником торговых автоматов (в том числе и б/у), инвестиций, но и некоторые китайские вендинг-операторы кооперируются с японскими вендинг-операторами, а это отработанные методики бизнеса и формулы успеха.

Все это находится на стадии формирования, но производства уже работают, и перечисленные заводы являются далеко не единственными. Есть и чисто китайские производства, например, Aucma (провинция Шаньдун), завод выпускающий в том числе, торговые автоматы, а изначально холодильное оборудование, и оборудование для торговли.

Обратим внимание и на смежную отрасль – киоски самообслуживания (в том числе, билетные киоски, банкоматы). Уже сейчас крупнейшие производители и операторы оборудования внутренного рынка самообслуживания из Китая входят в 5-ку мировых производителей/операторов (к примеру, китайские сети банкоматов входят в 5-ку крупнейших в мире).

В заключение подчеркнем, что именно Китай является производителем абсолютно всех компонентов для «торгового автомата будущего», это: сенсорные экраны, купюроприемники, считыватели карт, диспенсеры – все это производится, в том числе, для внутреннего рынка, а качество оборудования сопоставимо с северо-американскими и европейскими производителями.

 

Вендинг-операторы

Проанализируем текущий парк торговых автоматов. В качестве примера возьмем крупнейшего вендинг-оператора Шанхая, чья сеть «больших автоматов» составляет более 2000 единиц оборудования.

Из них всего числа автоматов - 70% по продаже напитков в бутылках и банках и 30% снэк-автоматы.

Распределение напитиков и снэков в торговых автоматах Китая

Раскладка по производителям:

1) 40% торговых автоматов производства компании Dalian Fushibingshan (совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ).

2) 30% произведены компаний Shanghai Sanden , японского производителя, чей завод расположен в Шанхае;

3) 30% торговых автоматов Aucma (Китай, Шаньдун) и других производителей.

Компания планирует увеличить за 2-3 года парк торговых автоматов до 8000 единиц.

Сразу же обратим внимание на еще один аспект – техническое оснащение торговых автоматов. Развивая сеть, компания делает упор на максимальное оснащение торговых автоматов, включая телеметрию, объединение автоматов в сеть, интеграцию инструментов безналичной оплаты (прием карточек). Этапом развития ближайшей перспективы китайский вендинг-оператор называет установку автоматов с сенсорным экраном для всех типов торговых автоматов.

 

Какие новости китайского вендинга в России?

Одно из немногих направлений, где наблюдается постоянный рост доли китайских торговых автоматов – это механические торговые автоматы. Так, по словам крупного вендинг-оператора из Поволжья, расширяющего сеть за счет китайского оборудования и эксплуатирующего его на протяжении 2-х лет, китайские производители четко реагируют на запросы, совершенствуя технологии производства и как следствие - сами автоматы. Если 3-4 года назад на китайские торговые автоматы было страшно взглянуть, то сейчас они почти не уступают канадским и американским аналогам.

Еще одно направление, где доминируют китайские производители – это качалки (детские качалки-аттракционы). Как отмечают операторы, они быстро выходят из строя и не так надежны (в сравнении с европейскими производителями), но быстро окупаются, и их можно часто менять, что выгодно сказывается на аудитории (смена оборудования – повышение интереса).

Наконец, на российском рынке прослеживается тенденция увеличения предложения комплектующих для автоматов самообслуживания (информационных киосков, терминалов, лотерейных автоматов) из Китая; так в 2013 году на российском рынке уже появились такие компоненты как: купюроприемники, диспенсеры.

 

Оценка факторов развития и влияние на российский рынок

Ближайшая цель китайского вендингового рынка – максимум торговых автоматов с максимальной комплектацией. Очевидно, что такую потребность в торговых автоматах (как качественную, так и количественную) не способна удовлетворить ни одна страна-производитель. Кроме самого Китая, конечно, где есть все компоненты для производства: рабочая сила, высокотехнологичное оборудование, продуманная политика импорта (деятельность по ввозу б/у автоматов в настоящее время лицензируется, то есть, контролируется государством).

По нашим оценкам уже в 2016-2017 году Китай займет одно из первых мест в мире (скорее даже первое) по производству торговых автоматов, при этом 90% из этих торговых автоматов будут ориентированы на внутренний рынок.

Все описанное пока является лишь общей тенденцией, которая является заложником «стабильного рынка», и многих других факторов.

У российских вендинг-бизнесменов есть время, чтобы наблюдать за стремительным развитием нашего соседа, а дальнейший сценарий развития событий можно предположить так: после насыщения внутреннего рынка Китая, многочисленные производители предложат свои модели торговых автоматов остальному миру. И российский вендинг-оператор, возможно, станет перед новым выбором «купить практичного или высокотехнологичного китайца» или утонченного «итальянца».

Другие новости
Вендинг бизнес
 
Вендинг бизнес Вендинг бизнес

Общий оборот автоматной торговли можно сравнить с бюджетом нашей страны. Как и бюджет, продажи через вендинг-машины каждый год растут, правда, намного быстрее.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2016 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2016 ©
Вендинг бизнес