Вендинг в Китае стремительно развивается. У Китая и России в вехах этого развития есть много общего. Во-первых, одинаковые условия старта: на начало-середину 90-х годов, как в России, так и в Китае не было ни торговых автоматов, ни производства вендинг-оборудования, ни вендинг-операторов. В России оставалось большое наследие в виде советских торговых автоматов, но с бизнесом эта «история» ничего общего не имела. И в России, и в Китае перспективы вендинг-бизнеса оценивались многими со скептисом, хотя и с надеждой: человеческий труд стоил «копейки» - проще было ставить киоски и лотки, создать столько-сколько-нужно рабочих мест, чем ввозить дорогостоящее оборудование и «приучать» людей к автоматной торговле. Во-вторых, схожи и начальные этапы развития рынка торговых автоматов в двух странах: рынок начал формироваться с ввоза б/у и нового оборудования из-за рубежа, а затем стали появляться отечественные производители (в том числе локализованные производства). Более того, ввоз б/у оборудования до сих пор играет роль, как в России, так и в Китае. Однако здесь есть один нюанс: если в Россию идет экспорт автоматов и идей, в основном, из Европы, то в Китай автоматы и идеи поставляются, главным образом, из Японии. И если до настоящего времени два соседа развивались, фактически, не оказывая влияния на вендинг-рынки друг друга, то уже в ближайшие 5 лет ситуация кардинально изменится. Какие тому предпосылки? Факторы и особенности развития вендинга в Китае Одним из основных факторов, определяющих восходящую динамику развития вендинга в Китае, является численность населения (1,351 млрд. человек). Если исходить из формулы 1 торговый автомат на 1000 человек, то в Китае можно установить 1 млн. 350 тыс. торговых автоматов. Если же следовать европейскому показателю 1 автомат на 100 человек, то число «потенциальных» торговых автоматов в Китае возрастает до 13,5 млн. торговых автоматов (что составляет больше половины от мирового парка торговых автоматов на настоящий момент). Для сравнения, в США и Японии часто называют оптимальный показатель 1 торговый автомат на 20 человек. Посмотрим на приведенные расчеты с другой стороны. Обратимся к текущей динамике развития вендинга в крупных городах Китая. По одному из крупнейших мегаполисов Поднебесной – Шанхаю, экспертами из Китая даются следующие оценки. На середину 2013 года в Шанхае (население 14,35 млн. человек) насчитывается более 10 тыс. торговых автоматов (без учета билетных автоматов, киосков самообслуживания, механических торговых автоматов). При этом по подсчетам экспертов через 2-3 года, число машин будет увеличено до 100 тысяч торговых автоматов. То есть, количество торговых автоматов возрастет в 10 раз за 2-3 года, достигнув показателей 1 торговый автомат на 100-150 человек. Сразу же возникает логичный вопрос: откуда взяться сразу такому количеству торговых автоматов, и с чего вдруг малый бизнес в кратчайшие сроки вырастет в 10 раз? Придут ли на рынок новые вендинг-операторы, или старые увеличат свои сети за счет кредитов и сверх-прибыли? Прежде чем ответить на данные вопросы, давайте посмотрим на некоторые особенности развития вендинг-бизнеса: что представляют из себя вендинг-операторы и производители торговых автоматов Китае?
О китайских производителях торговых автоматов Представлять китайских производителей вендинг-оборудования только как небольшие кустарные производства копирующие «лучшие идеи запада» - сильное заблуждение. Да, в Китае копируют удачные и не очень идеи бизнеса, и российские предприниматели уже не раз сталкивались с различными автоматами, начиная от многочисленных механических торговых автоматов, автоматов подзарядки сотовых и т.п. Но трудно назвать эти производства крупными или сколь либо значимыми для формирования внутреннего вендинг рынка Китая. Итак, откуда взяться культуре производства торговых автоматов в Поднебесной? Взгляните на карту Китая, посмотрите на его высокотехнологичного соседа и станет все ясно. Как мы уже отмечали вендинг-рынок Китая находятся под сильнейшим влиянием Японии. Прежде всего, это экспорт из Японии торговых автоматов и идей, и кроме того инвестиции японских бизнесменов и их кооперация с китайскими коллегами. Если мы посмотрим на «взрослые» производства торговых автоматов, к примеру, в том же Шанхае, то увидим два крупнейших завода, как принято говорить, полного цикла. Один из них – компания Dalian Fushibingshan - совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ) основанное в 2003 году, способное производить 50.000 торговых автоматов в год. Второй завод - Shanghai Sanden - полностью японские инвестиции и японский производитель, производящее более 10.000 торговых автоматов в год. Япония не только выступает источником идей вендинг-бизнеса, источником торговых автоматов (в том числе и б/у), инвестиций, но и некоторые китайские вендинг-операторы кооперируются с японскими вендинг-операторами, а это отработанные методики бизнеса и формулы успеха. Все это находится на стадии формирования, но производства уже работают, и перечисленные заводы являются далеко не единственными. Есть и чисто китайские производства, например, Aucma (провинция Шаньдун), завод выпускающий в том числе, торговые автоматы, а изначально холодильное оборудование, и оборудование для торговли. Обратим внимание и на смежную отрасль – киоски самообслуживания (в том числе, билетные киоски, банкоматы). Уже сейчас крупнейшие производители и операторы оборудования внутренного рынка самообслуживания из Китая входят в 5-ку мировых производителей/операторов (к примеру, китайские сети банкоматов входят в 5-ку крупнейших в мире). В заключение подчеркнем, что именно Китай является производителем абсолютно всех компонентов для «торгового автомата будущего», это: сенсорные экраны, купюроприемники, считыватели карт, диспенсеры – все это производится, в том числе, для внутреннего рынка, а качество оборудования сопоставимо с северо-американскими и европейскими производителями.
Вендинг-операторы Проанализируем текущий парк торговых автоматов. В качестве примера возьмем крупнейшего вендинг-оператора Шанхая, чья сеть «больших автоматов» составляет более 2000 единиц оборудования. Из них всего числа автоматов - 70% по продаже напитков в бутылках и банках и 30% снэк-автоматы.
Раскладка по производителям: 1) 40% торговых автоматов производства компании Dalian Fushibingshan (совместное предприятие Bingshan (Китай) и Fuji Electric (Япония) ). 2) 30% произведены компаний Shanghai Sanden , японского производителя, чей завод расположен в Шанхае; 3) 30% торговых автоматов Aucma (Китай, Шаньдун) и других производителей. Компания планирует увеличить за 2-3 года парк торговых автоматов до 8000 единиц. Сразу же обратим внимание на еще один аспект – техническое оснащение торговых автоматов. Развивая сеть, компания делает упор на максимальное оснащение торговых автоматов, включая телеметрию, объединение автоматов в сеть, интеграцию инструментов безналичной оплаты (прием карточек). Этапом развития ближайшей перспективы китайский вендинг-оператор называет установку автоматов с сенсорным экраном для всех типов торговых автоматов. Какие новости китайского вендинга в России? Одно из немногих направлений, где наблюдается постоянный рост доли китайских торговых автоматов – это механические торговые автоматы. Так, по словам крупного вендинг-оператора из Поволжья, расширяющего сеть за счет китайского оборудования и эксплуатирующего его на протяжении 2-х лет, китайские производители четко реагируют на запросы, совершенствуя технологии производства и как следствие - сами автоматы. Если 3-4 года назад на китайские торговые автоматы было страшно взглянуть, то сейчас они почти не уступают канадским и американским аналогам. Еще одно направление, где доминируют китайские производители – это качалки (детские качалки-аттракционы). Как отмечают операторы, они быстро выходят из строя и не так надежны (в сравнении с европейскими производителями), но быстро окупаются, и их можно часто менять, что выгодно сказывается на аудитории (смена оборудования – повышение интереса). Наконец, на российском рынке прослеживается тенденция увеличения предложения комплектующих для автоматов самообслуживания (информационных киосков, терминалов, лотерейных автоматов) из Китая; так в 2013 году на российском рынке уже появились такие компоненты как: купюроприемники, диспенсеры. Оценка факторов развития и влияние на российский рынок Ближайшая цель китайского вендингового рынка – максимум торговых автоматов с максимальной комплектацией. Очевидно, что такую потребность в торговых автоматах (как качественную, так и количественную) не способна удовлетворить ни одна страна-производитель. Кроме самого Китая, конечно, где есть все компоненты для производства: рабочая сила, высокотехнологичное оборудование, продуманная политика импорта (деятельность по ввозу б/у автоматов в настоящее время лицензируется, то есть, контролируется государством). По нашим оценкам уже в 2016-2017 году Китай займет одно из первых мест в мире (скорее даже первое) по производству торговых автоматов, при этом 90% из этих торговых автоматов будут ориентированы на внутренний рынок. Все описанное пока является лишь общей тенденцией, которая является заложником «стабильного рынка», и многих других факторов. У российских вендинг-бизнесменов есть время, чтобы наблюдать за стремительным развитием нашего соседа, а дальнейший сценарий развития событий можно предположить так: после насыщения внутреннего рынка Китая, многочисленные производители предложат свои модели торговых автоматов остальному миру. И российский вендинг-оператор, возможно, станет перед новым выбором «купить практичного или высокотехнологичного китайца» или утонченного «итальянца». |