Rambler's Top100

Печать Закрыть
Новости, события в мире вендинга

Вендинг бизнес Версия для печати | Обсудить на форуме
Вендинг бизнес
09.11.2015

Фермерский вендинг

Европа

В Европе использование торговых автоматов для реализации фермерской продукции насчитывает более двух десятков лет. В 1994 году пресса впервые упомянула торговые автоматы Brunimat для продажи свежего фермерского молока в Швейцарии - эти автоматы продавали как сырое молоко в розлив, так и упакованную пастеризованную продукцию. После этого фермерские вендинг-эксперименты заполонили всю Европу.

Через торговые автоматы стали продавать фрукты и овощи, яйца, молоко, соки, колбасу и даже охлажденное мясо. При этом вендинг постепенно становился все более популярным рынком сбыта продукции, превращаясь для многих небольших хозяйств не столько в забаву, сколько в реальный рабочий механизм.

Немецкие и французские фермеры чаще других обращались к вендингу. И не удивительно, что именно в Германии производятся самые популярные фермерские автоматы Roesler. Они совсем не дешевы (базовые модели от 10 тыс евро), однако именно эти автоматы отвечают нуждам фермеров как нельзя лучше, да и производители торговых автоматов, зная специфику продукции, предлагают именно те модели, которые подойдут тому или иному фермеру: птичнику - для яиц, молочнику - для молока, садовнику - для яблок.

Поскольку приобрести большой торговый автомат одному хозяйству довольно сложно (стоимость моделей от 10 тыс. евро), фермы покупали их в складчину на 2-3 хозяйства, и устанавливали на дороге, либо у работающего фермерского магазинчика. Традиционно фермерские магазинчики работают 1-2 дня в неделю, но автомат работает без выходных и круглосуточно.

Путешествуя по сельской Германии вы не сможете не заметить расположенные вдоль дорог и у небольших поселений автоматы с овощно-молочным наполнителем. В них можно приобрести и джемы, и сосиски, и лук, и томаты - в общем все, что производят близлежащие фермы. Обслуживать такой автомат фермеру получается выгоднее, нежели содержать магазин, либо самому выезжать на продажи на воскресных рынки.

Голландские и бельгийские хозяйства предпочитают традиционную выездную продажу на воскресных рынках, но и здесь уже имеются прецеденты автоматической торговли. Через автоматы продают орехи, ягоды, молочную продукцию.

Италия и Испания, будучи одаренными более щадящими природными и погодными условиями, являются одними из поставщиков продукции по всей Европе, поэтому местные фермеры не сильно заинтересованы в точечной автоматной установке. Их задача - оптовая продажа ритейл-сетям внутри Европы и за ее пределы.

Что же заставляет фермеров отказываться от традиционной продажи сезонной продукции на рынках, либо крупным покупателям? Причины очень просты.

Процесс глобализации позволяет крупным ритейл-сетям искать поставщиков фруктово-овощной продукции по всему миру. И если 50 лет назад привезти импортные яблоки из Египта или южной Африки в Европу стоило больших денег, то сейчас закупки на другом континенте крупным сетям являются более выгодными, чем закупать продукцию у местных ферм. Отсюда - тяжелое положение многих европейских частных фермерских хозяйств, которые не согласны сдавать продукцию крупным сетям за совсем небольшую прибыль.

Продавать через торговый автомат удобно те овощи, срок хранения и реализации которых не вызывает сложностей. Другой принцип настройки продаж - продукт должен быть популярен у максимального количества потенциальных покупателей. И здесь фразы, что "все любят картофель" (жареный, фри, пюре, печеный) и "никто не любит брокколи" - не просто поверхностные суждения, а руководство к действию.

Так, два брата-шотландца, выращивающих овощи на востоке страны в области Данди решили установить на своей ферме автомат для продажи картофеля. Как заведено у местных, ферма, расположенная у проезжей части, часто имеет небольшой магазинчик, продающий собственную продукцию с минимальной наценкой всем желающим и проезжающие мимо. Ферма братьев Греваров, однако, располагается совсем не на дороге, но и к ним частенько приезжают местные жители и туристы в надежде купить свежих овощей "только что с грядки". Как говорят фермеры, отказать не хорошо, но возиться с наполнением в мешочки малого количества овощей - нет ни времени, ни свободных рук. Поэтому пилотным проектом был запущен автомат для продажи картофеля и сезонных овощей прямо на ферме, чтобы желающие могли приобрести фермерскую продукцию без отвлечения самих фермеров.

Эксперимент удался, и скоро братья поставили еще два автомата - на других своих фермах, а вскоре - и в торговом центре ближайшего областного центра. Помимо картофеля они продают морковь, кабачки, брюкву, а также клубнику и малину (в сезон). Конечно, будучи крупными поставщиками овощей по всей стране, братья не имеют целью сделать вендинг своей статьей дохода, но он является незаменимым рекламным инструментом именно данной фермы. Отсюда - и узнавание бренда, доверие местных покупателей, обсуждение автоматов в социальных сетях - что может быть лучше! Держа цены в автомате вполне конкурентными, плюс обеспечивая бесперебойную круглосуточную работу (торговые центры закрываются в шесть, а автомат-то работает!), фермерские продукты доходят до потребителя в лучшем виде.

 

США

И на другом континенте продажа фермерских продуктов через автоматы очень популярна. Отличие американского подхода в том, что из любой идеи они стараются сделать шоу: не просто продажа яиц, но с демонстрацией на мониторе автомата рекламного ролика о данной ферме, либо веселые пляски курочек. Создавая сети здоровой, свежей фермерской пищи, продаваемой через автоматы, американские фермеры-предприниматели не стесняется использовать на всю катушку современные способы передачи информации - социальные сети. И даже находясь на далекой Аляске, либо в не менее далекой Москве, все пользователи соц. сетей не могли не прознать про "Холодильник фермера" (Farmer's fridge) - инициатива фермеров из Чикаго, продающих свежие смешанные салаты через автоматы.

Огромное количество салатов на основе фруктов, овощей, орехов, ягод и трав каждодневно фасуются в прозрачные пластиковые банки. Каждое утро свежие салаты заменяют весь ассортимент предыдущего дня. С момента замены до 6 часов вечера салаты продаются по одной цене, а с 6 вечера до новой замены - со скидкой. Банка с широким горлышком способна выступать миской, так что салат удобно скушать на ходу, по пути на работу. Салат - в рот, банку - во вторсырье. Farmer's fridge за год своего существования стал своего рода визитной карточкой родного штата Иллинойс, в то время как аналогичный проект другого штата - штата Нью Йорк - также призван познакомить местных жителей и туристов штата с продукцией местных фермеров. Проект "Taste NY" - "Попробуй Нью Йорк" реализует через автоматы яблочные джемы, соки, печенье, сырные палочки.

 

Азия

Рис, яйца, живые крабы, экзотические (для нас) фрукты и овощи - все это автоматически продается в Азии давно, и лидером в регионе по вендингу в сельскохозяйственной и животноводческой отрасли, безусловно, является Япония. Однако местные фермеры не прибегают к вендингу как к способу сбыта выращенной продукции. Вендинг в Азии - это способ доставить потребителю здесь и сейчас то, что ему может понадобится. Однако вряд ли японцы, корейцы, и даже китайцы "здесь и сейчас" захотят приобрести свежего "с грядки" редиса, картофеля или огурцов. Фермеры сбывают свою продукцию оптом и в розницу отдельным компаниям и частным лицам, которые, в свою очередь, реализуют все в розницу на многочисленных рыночках. И, заметим, рынки в Азии часто работают и ночью, так что вопрос где купить яйца или арбуз, когда магазин закрыт - просто не стоит. Азиаты не так как европейцы относятся к вопросам "экологичности" продукта, в большинстве случаев им все равно - использовались ли химикаты для выращивания лука или нет. Рядовой азиат (китаец, кореец, таец или японец) купит овощи там, где дешевле, а если не дешевле - то там, где ближе (рынок, супермаркет). Поэтому завлечь азиата покупкой овощей через торговый автомат получится только в том случае, если автомат этот будет стоять около подъезда дома. Другой фактор - что ни говори, но автомат, при всем разнообразие ассортимента, не способен удовлетворить спрос каждого. А азиатский овощной, рыбный или мясной рынок - способен.

Еще один фактор - молочная продукция не столь популярна в Азии, как в Европе. Молокомат будет просто не востребован, потому что нет культуры потребления молочных продуктов.

Резюме: через автоматы в Азии продают любой фермерский продукт. Особой популярностью пользуются автоматы для продажи риса большими мешками (по 5-10-20 кг). Однако занимаются этим не фермеры, а предприниматели, к фермерству отношения не имеющие.

 

Россия

А что у нас?... Даже в России, преодолевая, порой, титанические усилия по взаимодействию с санитарными, гигиеническими, налоговыми и бюрократическими трудностями, фермеры ставят на ноги вендинг - продажу собственной продукции через автоматы. Доблестным примером служит отстаивание в судах права на распространение фермерских субсидий на вендинг.

Другие новости
Вендинг бизнес
Постоянный адрес страницы: http://e-vending.ru/ru/world_vending/news605.html
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
e-Журнал о вендинг-бизнесе. 2005-2010 © e-vending.ru
Авторские права: Чигарин Т.Г. Энциклопедия вендинг-бизнеса. 2005-2010 ©